Укрощение строптивых
18 ноября 2005 года

21 октября в селах Альметьевского района прошли первые сессии советов местного самоуправления. Во всех, кроме Кузайкино. Райцентр продолжал игнорировать результаты волеизъявления сельчан. Тогда Асмакаев со товарищи снова взяли инициативу в свои руки и, не дожидаясь эмиссаров из Альметьевска, 22 октября провели первое заседание совета местного самоуправления. Председателем совета избрали Владимира Андриянова, представителем Кузайкино в районный муниципалитет - Владимира Асмакаева.

На следующий день протокол собрания повезли в Альметьевск, но там документ не приняли.

К тому времени в Альметьевске уже поняли, что дальше не замечать кузайкинского демарша невозможно и надо что-то предпринимать. Назначили сессию на 15 часов... 23 октября. Как раз на то время, когда Асмакаев был в Альметьевске, ходил по кабинетам, пытаясь вручить первый официальный документ Кузайкинского совета хоть какому-нибудь официальному лицу. Назначить-то сессию назначили, но вот с кворумом вышла незадача: четверо из семи депутатов на сессию не пришли. Пришлось перенести заседание на 25-е.

Этот день Кузайкино запомнит надолго. Такого количества иномарок у обшарпанного здания сельсовета здесь никогда не видели. На сессию приехали замглавы администрации района, заместитель райпрокурора, гендиректор нефтяной компании "Троицкнефть" (Кузайкино - в зоне интересов частной нефтяной компании) и еще добрый десяток солидных мужчин с кожаными кейсами.

Повторная первая сессия прошла безукоризненно. И главу совета местного самоуправления, и представителя в раймуниципалитет избирали на альтернативной основе. Председателем на этот раз выбрали Павла Афанасьева, а делегатом в районное вече все того же Асмакаева. Хотя прессинг был жесточайший. Гости сессии говорили больше депутатов и главным образом о том, какой из Асмакаева представитель. Нет в нем солидности и чинной степенности. То ли дело Раис Гумерович Надыршин - директор одного из нефтеперерабатывающих предприятий района! И солиден, и с районными властями на короткой ноге... О том, что Надыршин и в прежнем созыве Альметьевского райсовета представлял Кузайкино, предпочли не вспоминать. Но Асмакаев с депутатами-единомышленниками были непоколебимы: в том, что Кузайкино доведено до крайней нищеты, а люди - до отчаяния, есть и его, Надыршина, вина.

Село Кузайкино действительно в катастрофическом состоянии. На месте разорившегося колхоза "Колос" создали ООО "Нарат", но на жизни сельчан это никак не отразилось. Долги у кузайкинцев за те же коммунальные услуги - астрономические. Угроза отключения тепла, воды и электричества не действует: люди и рады бы рассчитаться, но нечем. Работы здесь на всех не хватает, а работающие зарплату все равно вовремя не получают.

Минувшим летом кузайкинцы попытались привлечь внимание властей предержащих к проблемам своего села, по десятку адресов разослали письма. В администрацию района, в прокуратуру, в милицию... Это были даже не письма, а крик души, эдакий эпистолярный SOS. Так, мол, и так, колхоз дошел до ручки, в начале года директор Шамиль Касымуллин пустил под нож дойное стадо - около 120 коров, 200 голов молодняка, 14 лошадей, 3 племенных быка. Куда-то запропастилась и сельхозтехника.

Колхозники пока крепко держатся за свои земельные паи. В свое время каждому выделили по 7 гектаров земли. Но лишь на бумаге. "Многие из селян питают надежду поправить свое положение путем межевания своих земельных паев для самостоятельного ведения хозяйства, а также получения имущественных паев. Однако тем, кто хочет произвести межевание своих земельных паев, директор Касымуллин отвечает: "Даже и не пытайтесь, все равно не сможете". Это цитата из письма кузайкинцев главе администрации района. Под письмом - несколько десятков подписей. Люди надеялись, что приедут из райцентра, разберутся, наведут порядок. Приезжать-то приезжали, но вместо того, чтобы проверять факты, стали разбираться с теми, кто подписал письмо. Людей по одному приглашали в кабинет директора, где "сам Касымуллин совместно с членами комиссии проводил самый настоящий допрос с пристрастием и угрозами". Это уже цитата из письма прокурору района Рифкату Купкенову.

А потом были объявлены муниципальные выборы, и чуть ли не первым, кто выдвинулся кандидатом в депутаты, стал директор ООО "Нарат" Шамиль Касымуллин. Вот тогда-то и решили кузайкинцы взять в селе власть в свои руки.

Но вернемся к первой сессии совета местного самоуправления. 28 октября "Знамя труда" опубликовало официальное сообщение о том, что 31 октября созывается первая организационная сессия представительного органа МО "Альметьевский муниципальный район". В том же номере газеты было написано, что в Кузайкинском сельском поселении главой муниципального образования избран Павел Афанасьев, а представителем в районный муниципалитет - Владимир Асмакаев.

Накануне Асмакаева поздравил глава районной администрации Ришат Абубакиров, а до него - прокурор района. Владимир со товарищи начали планировать свою работу, готовиться к районной сессии.

Но когда 31 октября Асмакаев приехал на сессию, в которой принял участие и Минтимер Шаймиев, законно избранного кузайкинского представителя в зал не пустили. Оказалось, что в этот же день чуть свет в Кузайкино приехал замглавы администрации района Никифоркин и, собрав четырех депутатов (кворум вроде был), провел новую сессию, на которой был избран новый представитель села в районный муниципалитет, тот самый Раис Надыршин. Впопыхах забыли даже отменить прежнее решение о делегировании Асмакаева.

В райадминистрации Кузайкино сегодня называют "черной дырой", мол, проморгали село, создали опасный прецедент. Неровен час весь район потянется за кузайкинцами и заберет власть в свои руки, чем и кем тогда будут управлять из райцентра? Асмакаев смеется: "Ладно хоть, что "черной дырой" называют, а не "черными орлами".

Оказывается, в послереволюционные годы в этих краях действовала организация боевых сил эсеровской партии "Черный орел". В Кузайкино жили крепкие, по тем временам вполне зажиточные крестьяне. Мужики работящие, знающие себе цену. "Черному орлу" не составило большого труда найти в Кузайкино и в соседних Новой Елани и Буте сторонников. В феврале 1920 года именно с этих сел и началось восстание против политики продразверстки и бесчинств продотрядов. Восстание, охватившее весь восток нынешнего Татарстана, подавить которое удалось только к концу марта, бросив против вооруженных вилами да кольями крестьян несколько армейских полков.

Восстание было жестоко подавлено, а вот бунтарский дух кузайкинцев, доставшийся им от предков, похоже, не удалось вытравить. Так что с Кузайкино действительно надо что-то делать.

Ирек МУРТАЗИН, "Вечерняя Казань"